Современный игрок привык, что за успешное выполнение задания в
своей любимой игре ему вручают что-то хорошее, полезное или просто
приятное. Даже если не дадут опыта или игровых денег, наверняка
откроется достижение или какой-нибудь арт. На крайняк хотя бы по головке
погладят, мол, вот умница, отодвинул ящик и нашел вход в вентиляцию.
Следование задумке разработчика (чаще всего очевидной) поощряется
обязательно даже в тех играх, которые предлагают «играть так, как
нравится».
Там, где гордо говорят о свободе, игрока, за редким исключением, все
равно ждет обычный набор ролей: добрый или злой, тихий ниндзя или
сорвиголова, открыто строчащий из пулемета по врагам... Такая схема
позволяет по-разному обыгрывать отдельные ситуации, спору нет, но и
близко не оставляет ощущения, что ты прошел бы совершенно другую игру,
если бы бросался в людей гранатами и стрелял из АК-47, а не вырубал
ударами по голове, ползая наперегонки с крысами в канализации.
Самое большее, что из этого выбора следует, — разные ролики перед
финальными титрами. Но это не свобода, а скорее два-три способа пройти
одну игру.
Dishonored
на общем фоне выделяется: она не пытается ограничивать игрока или
подталкивать к чему-то. Вот оружие, навыки, задание — проваливай и делай
что хочешь.
Лихие 90-е
► Крысы в игре — смертельное оружие.
И дело не в том, что она вся из себя неповторимая. Нет, найти в ней что-то новое едва ли не сложнее, чем в прошлогоднем
Deus Ex: Human Revolution. Основная механика — бриллиант конца девяностых! —
Thief, выбор между стилями прохождения —
Deus Ex, разные возможности устранить цель —
Hitman, а визуальный стиль вообще изо всех сил старается вызвать в памяти
Half-Life 2.
С последним, казалось бы, все просто — работа одного художника, Виктора
Антонова, но отдельные элементы бессовестно слизаны из второй части
похождений Гордона Фримена, и выглядит это как-то... неприлично.
Удивительно, но вся магия Dishonored и заключается в этом магнетизме
любимых вещей из прошлого и в нахальном игнорировании тенденций из
настоящего. В игре нет ни кинематографических сцен, ни кооперативного
режима, который стал фишкой текущего поколения, ни красивых роликов, ни
боссов, многоуровневого развития и прочей «обязаловки».
► Мир Dishonored покажет игроку немало безумного. В художественном отношении игра просто бесподобна.
Вместо этого игра Arkane Studios приспускает игрока с поводка. Каждый
уровень — маленькая, но на удивление разнообразная песочница, в которой
можно играть как угодно. Никто не собирается вести вас за руку,
навязчивое подсказывать или подсвечивать дорогу. В игре нет правильного
или оптимального способа добраться до нужного места, как нет правильных и
неправильных решений. Никто не станет тыкать в вас пальцем и осуждать
за сделанный выбор — вы сами себе судья. Правда, будьте готовы к
последствиям: если начнете рубить людей направо и налево —
поспособствуете росту популяции крыс, пирующих на оставленных вами
трупах, а следовательно, поможете бушующей в городе чуме, которую, как
известно, переносят именно грызуны.
Опять мир спасать...
Главный герой, Корво Аттано, верный телохранитель и друг ее
величества, попадает в весьма неприятную ситуацию: становится свидетелем
заказного убийства императрицы и наглого похищения ее единственного
отпрыска. Его делают козлом отпущения и бросают в тюрьму. Оправдаться
Аттано, к сожалению, не сумел — говорить разработчики его не научили. Не
то чтобы кто-то желал услышать, как бедняга расскажет свою версию
случившегося (кругом заговоры и враги, а этот мерзкий душегуб все равно
соврет!), но самоотверженно молчать на долгих пытках и допросах герою
все же придется не по причине высоких моральных убеждений и верности.
Внятного оправдания молчаливости героя разработчики, увы, не дают,
списывая все, видимо, на ту же ностальгическую любовь Dishonored к играм
прошлого.
В самом начале своих веселых приключений герой привлекает внимание
таинственного человека, который является к Аттано прямо во сне и
говорит, что наблюдать за всей этой драмой — истинное удовольствие, но
можно все сделать еще интереснее, и ставит ему на ладошку печать
аутсайдера, которая открывает в Корво сверхъестественные способности.
Пользоваться ими или нет — дело, по сути, ваше, но, чтобы открыть и
развивать шесть активных и четыре пассивных навыка, придется собирать
особые талисманы, которые еще поди найди. Если решите потратить на это
драгоценные минутки, со временем сможете не только телепортироваться на
короткие расстояния, останавливать время и повелевать крысами, но и
ненадолго брать под контроль любое живое существо. Если же такой подход
не для вас, всегда можно взять меч, пистолет и верный мини-арбалет, с
помощью которых и прокладывать дорожку из трупов.
► Вспоминать Half-Life 2 придется чаще, чем хотелось бы.
Научившись сверхъестественным штучкам, вы увидите новую грань
Dishonored, и она легко может перевернуть ваше первое впечатление об
игре. Теперь, взяв под свой контроль, например, крысу, можно ползать по
канализации и узким вентиляционным шахтам или с помощью особой
способности телепортироваться на чердаки и сквозь пыль и голубиный помет
пробираться в ранее недоступные места и тайники. Но проблема в том, что
архитектура всех уровней очень схожа и вскоре они просто наскучивают.
Удовольствие продолжаешь получать лишь за счет теплой любви к
стелс-играм девяностых, но если в том же Hitman каждая миссия — это
отдельная уникальная ситуация, то в Dishonored устранять врагов нужно,
по сути, по одной схеме — пробрался в нужное здание, зашел в нужную
комнату, убил нужного человека. Здорово, что убивать злодеев вовсе не
обязательно, ведь всегда есть альтернатива: изуродовать и отправить
работать на рудники, вырубить и отдать в любовное рабство тайному
воздыхателю или, скажем, гнусно подставить.
На первый раз прощаю!
► Разборки на мечах с кучей противников чаще всего заканчиваются выстрелом в голову.
Dishonored собрана из знакомых, частью позабытых деталей, и это
делает ее даже немного оригинальной. Но в яростном желании создать
старомодную игру Arkane не учли, что некоторые вещи остаются в прошлом
не просто так. Что в самом деле хочется вырвать из игры с корнем, так
это искусственный интеллект врагов, который настолько миролюбив и
добродушен, что отпустил бы грехи хоть Королю Фахду и всем друзьям
Адольфа Гитлера. Скрыться от преследования в Dishonored можно просто
захлопнув дверь перед стражей, а оставленные у всех на виду трупы и
обморочные тела повлияют лишь на циферки в вашей статистике в конце
уровня.
Но больнее всего слышать, как стражник, став свидетелем вашей
хладнокровной расправы с пятью его друзьями, грозит кулаком вдогонку:
«Ладно, прощаю, но в следующий раз точно не уйдешь!» Странный аппарат
тревоги, в метре от него, видимо, предназначен для каких-то более
серьезных случаев.
► В игре всего четыре типа врагов, и ребята на ходулях — не самые гадкие.
Что у Arkane получилось, так это уникальный мир — теплый и
интересный, но при этом с давящей и тоскливой атмосферой. Dishonored —
это альтернативная Англия XIX века, где главная ценность — китовый жир, а
технический прогресс давно оставил медицину позади. Изучая мир,
постоянно натыкаешься на нечто необычное: аристократа, млеющего от пыток
электричеством, разъяренного мужчину, предлагающего по-быстренькому
устроить дуэль, гетто зараженных... Желание исследовать каждый
закоулочек переплетается с вызванным бушующей чумой и атмосферой
отчаяния побуждением спрятаться под одеяло.
Так и сама игра: с одной стороны, кажется свежей и занимательной, с
другой — не особенно развлекает игрока. Это, как и все остальное,
приходится делать здесь самому.
► Если в Dishonored что-то очень сильно дергать или бить, можно и оторвать.
0 коммент.:
Отправить комментарий