Обзор игры Shogun 2: Fall of Samurai

вторник, 3 апреля 2012 г.




— Мне ведомо, к чему вы клоните, молящиеся на Закат демоны Кио-ку-мицу! Дай вам волю, и вы затянете все японское небо железной сетью вашего теле-графу! А лепестки цветущей сакуры навеки перемажет мерзкая копоть ваших фабрик!..

— Да, перемажет. Потому что в противном случае вы будете любоваться этим самым цветением сакуры лишь по письменному разрешению иностранной военной комендатуры.

Кирилл Еськов, «Японский оксюморон»

Мировой кинематограф настаивает на том, что оружия смертоноснее катаны не существует — и никакой пулемет с ней не потягается. Но история учит нас обратному — японцы в свое время предпочли воевать «неизящными» ружьями и пушками. В те времена Страна Восходящего Солнца за каких-то полвека прыгнула из средневековья сразу в эпоху паровых двигателей, телеграфа и «гатлингов». Это был, возможно, самый насыщенный событиями период японской истории, а в эпоху перемен без войн никуда. Новое дополнение к Shogun 2 посвящено гражданской войне между сторонниками императора и сёгуната Токугава.
Немного истории

Удивительно, но Япония, которая в наше время ассоциируется с роботами и микросхемами, еще в начале девятнадцатого века пребывала в дремучем средневековье. Пробуждение было внезапным и жестоким: в 1853 году американский коммодор Мэтью Перри силой вынудил сёгунат подписать унизительный торговый договор. Весь флот Страны Восходящего Солнца оказался беспомощен против четырех современных кораблей Перри.

Японская гордость и вера в собственное превосходство над «западными варварами» оказались втоптаны в грязь. Народ проклинал сёгуна за проявленную слабость и жаждал перемен. Повсюду слышен был уже даже не шепот, а крик — дескать, в древности, когда страной правил император, такого бардака не случалось. Разгорелась очередная гражданская война.

Часто сторонников императора изображают сплошь прогрессивными реформаторами, а их противников-самураев — ретроградами с катанами наперевес. На самом деле обе стороны к тому времени прекрасно осознавали необходимость перевооружения Японии по современному образцу: сторонники сёгуна закупали мушкеты и чертежи у французов, сторонники императора — у англосаксов.

Научиться воевать против гайдзинов их же оружием, чтобы навсегда изгнать этих варваров со священной земли, — вот изначальный мотив большинства японских модернизаторов. По степени нетерпимости ко всему иностранному (точнее, к тому, что не стреляет) «прогрессивные» мятежники даже превосходили сторонников сёгуна. Их идеал — та же старая добрая Япония, только с ружьями и пушками. О социальном прогрессе и отказе от феодализма в ту пору и думать не смели.

А ведь пройдет всего несколько лет... Будет дипломатическая миссия Ивакуры, прагматичный диктатор-рыночник Окубо, национализация, а потом продажа земли, что неминуемо приведет к полной ликвидации самурайского сословия. Но это уже немного другая история.
Сталь и порох

► Даже если вы не собираетесь активно развивать науку, умные корабли все равно обзаведутся пушками.

Поле боя, объятое пороховым дымом, стройные ряды линейной пехоты, косящая неприятеля шрапнель — все это делает последнее дополнение к Shogun 2 похожим на Napoleon и Empire. С одной пикантной разницей — здесь подразделения девятнадцатого века, вроде линейной пехоты и конных карабинеров, могут сражаться плечом к плечу со вполне средневековыми копейщиками и лучниками. Более того, современные отряды далеко не всегда и не во всем превосходят традиционные. Например, самураи с катанами прекрасно подходят для сражений на крепостных стенах или в густом тумане.

Массированный обстрел не столько вызывает тяжелые потери, сколько обращает врага в панику. Урон у огнестрельного оружия занижен из соображений баланса, и даже ополченцам с копьями часто удается добежать до рукопашной. Только ближе к концу кампании, когда исследовано почти все древо технологий, преимущество современной армии становится очевидным.

Возможно, хорошим решением будет смешанная армия — традиционные и современные войска вполне нормально уживаются и поначалу прекрасно дополняют друг друга. В грамотном использовании разных родов войск и заключается тактика — даже грозный «гатлинг», настоящую портативную фрагофабрику, нужно еще удачно поставить и суметь защитить. Зато наблюдать, как прообраз пулемета шпигует врага свинцом (а то и поуправлять им от первого лица — еще одно нововведение), — несравнимое удовольствие.

► Так и расцеловал бы это великое чудо техники прямо в дуло. Когда охладится, конечно.

Компьютерный оппонент традиционно глуп и на любом уровне сложности проявляет истинно самурайское презрение к собственной смерти. Достойного противника можно найти лишь в сетевых сражениях. Мультиплеер Fall of Samurai полностью независим от изначального: игрок создает нового персонажа-полководца с новым, «современным», деревом навыков.
Даймё к успеху шел

Большая война императора с сёгуном разразится где-то к середине сюжета. Начало же привычно всем игрокам в Total War: ваш клан размером в одну-две провинции участвует в мелких дрязгах с соседями и постепенно растет за счет слабейших. При этом не страшно, если вы, верный подданный микадо (или не менее верный вассал сёгуна), «нечаянно» скушаете товарища по идеологии. Политическая принадлежность — что-то вроде религии из других игр «тотальной» серии: она лишь немного влияет на отношения домов. Хризантемовый трон далеко, а вкусненькая провинция — вот она.

► Когда армия пойдет на приступ, флот поддержит ее бомбардировкой.

Лишь став могущественнейшим из князей-даймё, вы можете заварить в японском котле грандиозную кашу. После начала большой войны кланы с близкими политическими взглядами намного охотнее вступят с вами в союз. Но и ваши идеологические противники тут же объединятся и наотрез откажутся от сепаратных переговоров. Истинные самураи не сдаются — пока вы не захватите нужное для победы число провинций, враждебная фракция не капитулирует. А на все про все — меньше десяти лет, начиная с 1864 года.

Кандидатов в хозяева Японии в игре шесть: Сацума, Тёсю и Тоса поддерживают императора, Айдзу, Нагаока и Дзэдзай остались верны сёгуну. Каждый из кланов имеет несколько полезных бонусов, но в целом разница между ними незначительна. Еще пара уникальных кланов открывается за дополнительную плату.

► Поезд прибывает на станцию, грузим войска.

Вне зависимости от политической лояльности каждый клан может стать оплотом традиций или прогресса. Даймё, готовый воспринимать гайдзинские знания, получит не только вышеупомянутые современные войска. Среди плодов прогресса есть и полезные бонусы к экономике, железная дорога, по которой можно мгновенно перебросить отряд чуть ли не на другой конец Японии, а также новый тип агентов — иностранный советник, который тренирует ваши армии и совершает диверсии во вражеских. Подробнее о плодах научного прогресса вы можете почитать в нашем превью Fall of Samurai.

Увы, за модернизацию приходится расплачиваться стабильностью. Невежественный, еще средневековый по образу мыслей народ противится переменам, считая технические новинки злым колдовством. Насколько резким и «шоковым» окажется скачок в современность — решать вам. В Fall of Samurai нет универсальных решений — не потому ли геймплей Total War не надоедает до сих пор?

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Game news © 2012 | Designed by Admin, in collaboration with Admin, VPS Hosting and Compare Web Hosting